Минюстом России разъяснены последствия окончания 1 ноября 2017 года переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) для физических и юридических лиц

Минюстом России разъяснены последствия окончания 1 ноября 2017 года переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) для физических и юридических лиц

 

По сообщению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области, направленному по поручению Минюста России, 1 ноября 2017 года окончен переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства).

С 01.11.2017 для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Данное право предоставляется актом Правительства Российской Федерации.

Двум арбитражным институтам данное право предоставлено законом – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством Российской Федерации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»).

Постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующие третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять данную деятельность. В отсутствие права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы (организационно обеспечивать арбитраж).

В случае, если после 01.11.2017 учреждение, не получившее соответствующее право, продолжит администрировать арбитраж по начатым спорам и принимать новые дела к рассмотрению, его деятельность подлежит прекращению.

Вынесенные после 1 ноября 2017 года решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом, что в силу норм процессуального законодательства  может явиться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Согласно пункту 16 статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже) по спорам, которые были начаты в учреждении до 01.11.2017, все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением) как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Такое решение подлежит признанию и приведению в исполнение как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. При этом арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не в праве рассматривать корпоративные споры.

 

По состоянию на 24.11.2017 только четыре арбитражных учреждения получили право на администрирование арбитража:

 

1)    Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (на основании Закона об арбитраже),

2)    Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (на основании Закона об арбитраже)

3)    Арбитражный центр при Российском союзе промышленников  и предпринимателей (на основании распоряжения Правительства РФ от 27.04.2017 № 798-р)

4)    Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (на основании распоряжения Правительства РФ от 27.04.2017 № 798-р).

Таким образом, учреждения, не входящие в данный список, не имеют права администрировать арбитраж после 01.11.2017. Следовательно, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж после 01.11.2017, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Кроме того, согласно статье 43 Закона об арбитраже внесение изменений в юридически значимые реестры (например, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Таким образом, основанием для внесения изменений является именно исполнительный лист, а не решение постоянно действующего арбитражного учреждения. При отсутствии исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

Информация об учреждениях, получивших право на администрирование арбитража, доступна на официальном сайте Минюста России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.minjust.ru (Вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства»).

Сервис временно не доступен